Аид (Гадес, Аидоней, Хадес)
Греческая мифология
 

Аи́д (др.-греч. Ἀΐδης "Невидимый", "Безвидный", "Ужасный" или ᾍδης "Гадес") - бог подземного царства мертвых, а также название самого царства мертвых. Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии[1]. Аид был поглощен Кроносом вместе с другими его детьми[2]. Когда Зевс свергнул Кроноса, Аид, Посейдон и Зевс поделили власть над миром и Аиду досталось царство мертвых, в котором он постоянно пребывает, но тем не менее считается Олимпийским божеством. Согласно Суде, у Аида и Персефоны есть дочь по имени Макария - богиня блаженной смерти[4], однако другие источники утверждают, что Аид потомства на имел. Гомер называл Аида гостеприимным, так как смертная участь никого не минует[3]. Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывали врата храма подобно тому, как лишь один раз в жизни люди спускаются в подземный мир. Входить в храм имели право только священнослужители[5]. 

Аид царствует в подземном мире вместе со своей супругой богиней весны Персефоной. Однажды юная богиня собирала цветы на лугу на острове Сицилия. Аид появился на колеснице запряженной четверкой лошадей и увез Персефону в подземное царство[5]. Мать Персефоны Деметра так горевала о дочери, что забыла о своих обязанностях и землю охватил голод. Зевс отправил в подземный мир за Персефоной Гермеса, чтобы он вернул дочь Деметре. Но Аид уже успел угостить девушку гранатовыми зернами и теперь она должна была навсегда остаться в царстве Аида. Хитроумный Гермес нашел выход из положения, он предложил Аиду, что Персефона будет проводить две трети года на земле с матерью, а одну треть года с мужем в подземном мире, поскольку Аид незаконно увез богиню весны в свое царство[6]. Этим мифом объясняется смена времен года. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триптолему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Так появились Элевсинские мистерии.

Значение имени Ἀΐδης "Невидимый" обусловлено тем, что Аид владел волшебной шапкой из шкуры животного, имевшей свойство делать надевшего его невидимым[7]. Она была подарена Аиду циклопами за то, что он освободил их. Этой шапкой также пользовались Зевс - во время битвы с титанами, Персей - сражаясь с Медузой Горгоной, Афина - помогая Диомеду, Гермес - во время гигантомахии.
Когда Аид сражался на стороне жителей Пилоса (в греческом языке "Пилос" созвучно "Вратам"), он был ранен Гераклом[7]. Чтобы излечиться бог подземного мира отправился на Олимп к божественному врачевателю Пеону.

Когда Пирифой в ответ на помощь в похищении Елены попросил Тесея похитить Персефону, они спустили к вратам царства мертвых и потребовали у Аида отдать им Персефону. Аид не стал проявлять гнева, а предложил им присесть на каменный трон у входа. Тесей и Пирифой тут же приросли к нему. Геракл сумел освободить Тесея, а его друг остался в мире мертвых навеки[1].

Аид никому не позволял покидать царство мертвых, а выход охранял его верный пес Цербер. Он облаивал души мертвых, подходившие слишком близко. Но Сизиф смог обмануть бога мертвых. Он запретил своей жене совершать погребальных обрядов с его телом. Аид и Персефона не дождавшись погребальных жертв разрешили ему вернуться ненадолго в мир живых, чтобы наказать нерадивую жену. Однако вернувшись домой, Сизив не спешил со своим собственным погребением, а принялся вовсю пировать и радоваться тому, что он один сумел сбежать от Аида[1].

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире владыку царства теней, и Аид согласился отпустить Эвридику, но музыкант нарушил данное Аиду обещание не смотреть не жену, и Эвридика была вынуждена вновь вернуться в мир мертвых. Есть мнение, что Аид не собирался отпускать Эвридику и специально подговорил ее вынудить мужа обернуться[8].

Однажды Аид влюбился в нимфу по имени Левка и похитил ее увезя в свои мрачные чертоги. Когда его возлюбленная умерла, Аид превратил ее в белые тополь, растущий на Елисейских полях. По все видимости эта история произошла еще до его встречи с Персефоной. Когда Геракл выходил из подземного мира, Аид увенчал его голову веткой тополя, так это дерево попало на землю[9].

Двузубец (вила) является символом Аида. Его стихия - земля. Его камни - авантюрин и дымчатый кварц. Его растение - дикий тюльпан.

Аида также называют Зевсом Хтонием[10]Есть мнение, что некогд обязанности Аида исполнял сам Зевс, но наиболее вероятно, что это именование означает, что Аид имел равную с Зевсом власть, но в мире мертвых. Также Аиду присуще такие эпитеты: Агесилай "Водитель народа", Адмет "Неодолимый", Евбулей "Добрый советник", Келеней "Мрачный", Полидегмон "Вмещющий многих", Скотий "Темный", Хрисений "Правящий золотыми вожжами". Также Аида называли Орком, Клименом, Плутоном и Аидонеем

В Риме изначально богом подземного мира считался Орк. Первоначально он был одним из демонов этрусской мифологии. Более древние формы этого божества Урагус или Ургус "Надсмоторщик". В дальнейшем у бога смерти появились черты бога плодородия и богатства Плутоса. Процесс посева в Элевсинских мистериях рассматривался как ритуал погребения. Таким образом, подземный бог рассматривался как дающий плоды. Аиду дали новое имя Плутон. Это также связано еще и с тем, что женой Аида является Персефона, которая как богиня весны связана с плодородием. Также Аид рассматривался как хранитель всех подземных сокровищ, за это Римляне дали ему еще одно имя Дис Патер "Богатый отец".

Царство мертвых Аид.

Аидом также называют само подземное царство[7]. Греки считали, что пещеры могут являться входом в царство Аида, потому пещерам уделали особое внимание и оставляли для Аида подношения там. Самым известным входом в Аид являлась расщелина у мыса Тенар на юге Пелопоннеса[11]. Именно через этот вход Геракл спускался в царство мертвых за Цербером. Гомер указывал, что вход в Аид находится у Боспора Киммерийскрго (Керченский пролив)[3]. Также входом в подземный мир считали провал позади храма Хтонии в Трезене[11], пещеру около Коронеи (Беотия)[5]
, расщелину в стране мариандинов на Ахерусейском полуострове в Гераклеи[13], в озере Амсанкт[14], нырнув в которое, можно вынырнуть в подземном мире, в Теспротии - через этот вход проходил Орфей в поисках Эвридики, в пещере у озера Аверно в Италии, в этой же пещере жила кумская Сивилла, на острове Левка в Понте Аксинском, в пещере Трофония в Беотии.

Мир мертвых подразделяется на Элизиум (Острова Блаженных, Елисейские Поля), Асфоделевый луг, мрачные глубины Эреб и Тартар. В Элизиуме пребывают избранные герои, Острова Блаженных являются также местом отдыха богов[7]. Правит в Элизиуме Кронос[10]. Елисейские поля располагаются на крайнем западе у берегов реки Океан. Простые смертные не заслужившие Элизиума, но и не совершившие страшных деяний, отправляются на Асфоделевый луг. Название обусловлено тем, что там произрастают асфодели - лилии. Асфоделевый луг соединяется с мрачными глубинами Эреба, где обитает сам Аид. За Асфоделевым лугом находится дворец Аида и Персефоны в Эребе. Перед дворцом располагается ивовая роща Персефоны. За рощей ухаживает садовник Аскалаф. Эребом также называют божество, олицетворяющее мрак. В мрачных глубинах также обитают Эринии. Еще глубже располагается Тартар - обитель душ грешников. Обреченные на муки Тартара раз в год получают шанс вымолить прощение[2].

В царстве Аида протекают несколько рек: Океан - великая река, текущая как на земле, так и под землей, девять раз опоясывающая Землю, Коцит - река плача, Ахеронт - река скорби, Флегетонт (Пирифлегетон) - огненная река[3], Стикс - река ненависти[7], Амелет - уносящая заботы[15], Лета - река забвения, Мнемозина - река памяти[5], Ахерусейское озеро и Стигийские болота

Река Океан протекает мимо Елисейских полей, течет по границе между миром живых и мертвых. Все реки несут свои воды к Океану. Река посвящена одноименному божеству, титану, который не участвовал в войне с Зевсом, а потому сохранил свое высокое положение. Океан соответствует воде и северу. 

является рукавом реки Стикс и впадает в Ахеронт или Ахерусейское озеро. Коцит соответствует земле и западу. На берегу Коцита Персефона растоптала наложницу Аида Минфу и превратила ее в мяту, за что ей было дано имя Кокитида. Также в эту реку бросилась Левка.

Река Ахеронт (Ахерон) протекает на земле и уходит через ущелья под землю. В Ахеронт впадает Стикс и Коцит, а сама реке несет свои воды к Ахерусейскому озеру. Харон перевозил души умерших как через Стикс, так и через Ахеронт. Рекой заведует бог Ахеронт, жилище которого находится в мрачных глубинах на берегах этой реки. Ахеронт соответствует югу и воздуху.

Флегетонт омывает Тартар, в огненной реке горят души умерших, которые при жизни совершили убийство кровного родственника. Эта река впадает в Ахерусейское озеро. Флегетонт соответствует огню и востоку. 

Стикс берет начало от дворца одноименной богини, расположенного рядом с дворцом Аида и Персефоны и ограничивает Аид с запада[2]. Сама богиня Стикс является спутницей в играх Персефоны. Воды ее реки холодны как лед. Раз в год грешники из Тартара проплывают по Стиксу к Ахерусейскому озеру и молят о прощении. Те, кому удается получить прощении, попадают на Асфоделевый луг

Река Амелет является одним из притоков Леты, узенькая речушка протекает через равнину Леты[16], где царят жара, зной и совершенно нет растительности. Вода этой реки не может удержаться ни в каком сосуде. Души, испившие из этой реки, получают забвение и в полночь воплощаются в новых телах.

Реки Лета и Мнемозина берут начала у пещеры Трофония, где находится вход в подземный мир. Умершим душам предоставляется выбор: испить из Леты и забыть свою земную жизнь, или испить из Мнемозины и обрести всезнание. Мнемозина также является божеством, персонификацией памяти.

Ахерусейское озеро расположено в мрачных глубинах. К нему несет свои воды Ахеронт, Коцит, Стикс и Флегетонт. Озеро окружено Стигийскими болотами

Души мертвых, попав в подземный мир, должны произнести: "Я - дитя Земли и звездного Неба, но род мой происходит от небожителей". Далее минуют рощу черных тополей, перевозчик Харон за плату перевозит души через Стикс. Традиция класть под язык умершему монету появилась именно благодаря этому мифу. Цербер несет свою службу на другой стороне реки и облаивает души, подошедшие слишком близко к Стиксу. Затем души попадают на суд, где их прижизненные поступки оценивают судьи Минос, Эак и Радамант. Суд определяет, куда направить душу: в Элизиум, на Асфоделевый луг или в Тартар. В Эребе у врат на Асфоделевый луг возле дворца Аида и Персефоны растет белый кипарис, отбрасывающий тень в Лету. У врат В Элизиум течет река Мнемозина, белый тополь (Левка) отбрасывает тень на ее воды. Мертвые могут выбирать, из какого источника напиться. Обитатели Элизиума могут родиться второй раз придя на равнину Леты и испив из реки Амелет. У врат Тартара обитает Никта ("Ночь"), там же находятся жилища ее сыновей Танатос и Гипноса, также врата преисподней охраняет стаглавая Гидра

Есть предположение, что царство Аида имело вполне реальное географическое местоположение. Как говорилось выше, Гомер указывает на расположение входа в Аид у города киммерийцев в Керченском проливе. Об этом же месте пишет Аполлоний Родосский, помещая вход в подземное царство недалеко от Колхиды (Кавказа) и Керченского пролива. Одиссей пересекает море и видит две реки, стекающие с утеса, Ахеронт и Флегетонт у входа в пещеру. Перед пещерой располагается Асфоделевый луг, по которому гуляют тени умерших. В глубине пещеры течет подземная река Стикс[3]. Это описания ландшафта, прилегающего к Керченскому проливу, но таким он был примерно шесть тысяч лет назад. В те времена Черное Море не соединялось со Средиземным, а Мраморное море было озером, а Азовского и вовсе не было. Изменение ландшафта произошло в результате землетрясения[12].  В том месте, где сейчас находится Азовское море текли реки Дон и Кубань, местоположение которых совпадает с описанием рек Ахеронт и Флегетонт. Река Кубань протекает мимо цепи грязевых вулканов, по этой причине река могла казаться огненной. Рекой Коцит могли быть реки Ея или Челбас, которые уходят под землю и могли являться рукавами подземного Стикса. Подобное описание царства мертвых встречается и в славянских мифах. Три реки стекаются стекаются в одно русло у Алатырь-камня, за которым находится мир мертвых. Также описывается огненная речка Смородинка - аналог Флегетонта. Царство Аида описывается как мрачное холодное место, где никогда не появляется Солнце. В те далекие времена климат черноморского побережья сильно отличался. По свидетельству Геродота, зима там длилась восемь месяцев, а море покрывалось льдом[18]. 

Острова Блаженных также могли иметь вполне реальные координаты. Есть предположение, что к Островам Блаженных также относилась и исчезнувшая Атлантида. Исчезнувший материк находился на крайнем западе, где Атлант поддерживал небо. На северо-западе жили племена, описанные Геродотом, атлантиоев, которые почитали своим прародителем титана Атланта. Первым же мифическим царем Атлантиды также был Атлант, но уже сын Посейдона и Клейто. Женой же Посейдона считалась дочь титана Атланта, Келено. Учитывая созвучность имен, можно предположить, что Келено и Клейто одна и та же девушка. Согласно мифам, Посейдон получил в дар от Зевса один из Островов Блаженных, где жила одинокая царица Клейто[17].

 






[12]А.Д. Архангельский, Н.М. Страхов. Земная кора и история развития Черноморской впадины. 1976.



 
0
15-08-2015, 02:48
1584


Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *