Персефона (Кора, Персефонея, Ферсевонея, Ферсефона, Афила, Феррефатта)
Греческая мифология
 

Персефо́на (др.-греч. Περσεφόνη - этимология имени не ясна, однако φονή - "убийство"; варианты:  Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта, Кора - др.-греч. Κόρη - "девушка"; микен. pe-ra-si-ja - Перасия, pe-re-swa - Пересва) - дочь Зевса и Деметры, супруга Аида. Персефона является символом бессмертия души[1]. Богиня весны, плодородия и царства мертвых. 
Зевс преследовал Деметру, обратившуюся змеей, он сам стал змеем, связал богиню гераклейским узлом и вступил с ней в связь[2]. От этой связи Деметра родила Афилу, прозванную позднее Корой и Персефоной. Афила описывалась рогатой и птичьим клювом сзади шеи. Также в образе змея Зевс овладел и самой Персефоной, которая родила от него Сабасия (Диониса Загрея). Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой[3]. К ней сватались Арес и Аполлон[4]. 

Однажды Персефона вмести со своими подругами океанидами собирала цветы. Аид увидел прекрасную юную богиню и решил немедля ее похитить. Для этого он упросил Гею вырастить цветок необычайной красоты. Как только Персефона сорвала его, земля тут же разверзлась, Аид выехал из разлома земли на черной колеснице и увез Персефону в подземное царство. Похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной[5], либо в Сиракузах, в месте, где разверзлась земля, ей посвящен источник Киана[6], либо Аид спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина[3], либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Деметра искала свою дочь по всему миру, но лишь Гелиос, который был единственным свидетелем похищения поведал ей, что Персефона отдана в жены Аиду. Разгневавшись на Зевса, который позволил такому свершиться, Деметра покинула Олимп и долго скиталась по земле в обличии смертной. И ни один росток не мог взойти на земле, наступил голод. У города Элевсин она присела под оливковым деревом на "камень скорби" у самого "колодца дев". Ее заметили дочери царя Келея и отвели к своей матери Метанейре. Как только Деметра вошла в дом, все озарилось дивным светом. Богиня осталась гостить у Келея и повелела выстроить свой храм.

Зевс послал Ириду уговорить Деметру вернуться на Олимп и позволить расти всему живому, но ей не удалось убедить богиню вернуться. Тогда Зевс отправил к Деметре хитроумного Гермеса. Он был вхож в царство мертвых, а потому сумел договориться с Аидом так, что две трети года Персефона проводит с матерью, а одну треть с мужем в подземном царстве. Аид угостил свою жену гранатовыми зернами[5], которые символизируют брак, а также в знак того, что вкусивший пищу мира мертвых навсегда принадлежит Аиду. Свидетелем при этом стал садовник Аида Аскалаф.

На свадьбу Аида и Персефоны Зевс подарил им остров Сицилию[6].
В браке у Аида и Персефоны родилась дочь Макария, богиня блаженной смерти[8].

Когда Персефона вернулась в мир живых, Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триптолему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Так возникли Элевсинские мистерии.

Каждый раз, когда Персефона выходит из царства Аида, она превращается в созвездие Девы, чтобы мать всегда могла видеть ее на небе.

В действительности, события, описанные мифом о похищении Персефоны, вполне могли иметь место в истории. Этот миф содержит сведения о землетрясении, изменившем климат. Вовремя катаклизма активно выделялся сероводород из разломов земной коры, присутствовал запах серы. Это землетрясение произошло 6-9 тысяч лет назад и климат после него стал более суровым[7].

Несмотря на то, что брак с Аидом был  заключен без согласия самой Персефоны, она крайне ревнива, открыто мстит мужу за измены. Когда Аид влюбился в нимфу Минфу, Персефона растоптала ее и превратила в садовую мяту.

Однажды Персефона и Афродита влюбились в одного смертного юношу Адониса. Они попросили Зевса рассудить их, но тот отказался. Тогда их рассудили музы, распорядившись, что первую треть года Адонис проводит с Афродитой, вторую - с Персефоной, а третью - по своему усмотрению. Афродита убедила проводить с ней и последнюю треть года, а затем "украла" и треть года Персефоны. Тогда богиня подземного царства рассказала Аресу, что его возлюбленная Афродита предпочла смертного, и бог войны убил юношу[5].

Персефону символизирует цветок нарцисс.

В римской традиции Персефона носит имя Прозерпина.

В славянской мифологии ей соответствует Морана (Марена, Мара).




 
0
15-08-2015, 16:26
873


Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *